Jump to content
Akinix
Sign in to follow this  
C.M.

Дроны, БПЛА, Квадрокоптеры в Европе (на примере Чехии)

Recommended Posts

Posted (edited)

Отправляясь в отпуск, все берут с собой телефон для съемок, некоторые — хороший фотоаппарат или action-камеру. А кто-то — квадрокоптер. Дрон больше не роскошь, а средство, которое помогает запечатлеть прекрасные воспоминания о путешествиях. Рано или поздно пандемия закончится, и многие из нас поедут в Европу, прихватив с собой коптер для съемок. Но, к сожалению, это может привести к штрафам за его нелегальное использование. Давайте разберемся, как сделать всё по закону.

Привет! Я Андрей, бэкенд разработчик из Wrike. Мы активно развиваем наш офис в Праге, и в апреле 2021-го я релоцировался в Чехию. Мой Mavic Mini не занял много места в рюкзаке и переехал вместе со мной. В Праге много привлекательных мест для съемок с высоты: я подумал, что это хорошая возможность прокачать навык и начать летать больше. Но все оказалось не так просто. В этой статье расскажу о том, как я зарегистрировал дрон в Чехии, и поделюсь своим опытом и подводными камнями, с которыми пришлось столкнуться. 

Дисклеймер: в разных странах Европы могут действовать свои дополнительные правила, но основные пункты будут одинаковыми. 

Я мало летал на дроне дома, но мне очень понравилось это хобби. Во время использования Mavic Mini в России мне не приходилось углубляться в изучение законодательства: я мог спокойно летать без регистрации дрона везде, кроме запрещенных зон (аэропорты, военные объекты и т.п.). 

В Евросоюзе же с начала 2021-го года приняли единые правила использования дронов. Они распространяются на все страны и подразумевают единую нормативную базу, регулирующую полеты беспилотных летательных средств (БПЛА). Поэтому после переезда в Чехию мне пришлось разобраться в этих правилах и столкнуться со всеми бюрократическими формальностями в полной мере.

С чего начать 

Для начала стоит изучить материалы на сайте EASA (European Union Aviation Safety Agency). Там описаны основные правила, классы и категории дронов.

Чтобы понять основные правила и ограничения для любительских дронов, достаточно посмотреть это видео:

Скорее всего, ваш Mavic (или другой любительский дрон) попадет в «открытую» категорию, которая, в свою очередь, делится на подкатегории.

1.png.28df4cf680d2ea096c376c26b581db52.png

(Источник — https://www.easa.europa.eu/domains/civil-drones-rpas/open-category-civil-drones)

Для дронов массой более 500 грамм (например, Mavic Air 2) есть два варианта:

  • Категория A2 — позволяет вести съемки на расстоянии 5 метров от людей при низкой скорости полета и дает возможность летать рядом с домами (читай в городе). Нo для использования дрона этой категории нужно сдать дополнительный экзамен на этот тип прав в учебных заведениях Управления Гражданской Авиации.

  • Категория А3 — закрывает полеты в городах и рядом с людьми, но требует обычную регистрацию пилота и не подразумевает дополнительных экзаменов. Если ваша цель — снимать природу за городом, то это то, что нужно.

Мой Mavic Mini не относится к классу Privately built и попадает в категорию “Drones without class identification label <500g", в подкатегорию А1. Плюс у дрона есть камера, и он точно не подходит под определение «игрушка». Это значит, что его нужно зарегистрировать, а мне — получить лицензию пилота, пройти курсы и сдать экзамен.

Новые правила с 2023-го года

С 2023-го года в Евросоюзе вводят новые классы дронов. Подразумевается, что дроны, произведенные в 2021-ом и 2022-ом году, для EU уже будут маркированы новыми классами. Согласно этой табличке, только дроны типа Mavic 2 Pro и Mavic 2 Zoom не попадают в класс С1, и с их эксплуатацией возникнут дополнительные сложности.

2.png.f3a958345aae334ec9db33923f95606c.png

Регистрация дрона в Европе

Итак, я решил, что нужно зарегистрировать дрон. Регистрация БПЛА — простое действие, которое нужно для идентификации вашего аппарата. Так как я регистрировал дрон в Чехии, то дальше все действия будут происходить на чешских сайтах. 

Идем на сайт CAA (Управление Гражданской Авиацией) и выбираем нужный тип регистрации (Registrace provozovatele bezpilotního systému):

c75de0906a3fe4dbe9db2e3ff75165b7.thumb.png.9aea53a48edbbce66f8694e1442cfa4f.png

Так как я fyzicka osoba (физическое лицо), то могу войти только с помощью e-identity. Насколько я понял, это чешский аналог Госуслуг. Оттуда сразу подтягиваются мои данные. Другого способа зарегистрировать дрон нет.

7e627945332112ee7a4f41799ee5b608.thumb.png.38fab6b5091c66de373ec07fc1b05381.png

Войти в e-identity можно несколькими способами. Например, если у вас есть аккаунт в одном из местных банков (ха-ха!). Как быть людям, которые не находятся в Чехии и не имеют возможности получить аккаунт в e-identity? Я не знаю. Боюсь, что никак.

469369856e341e58ba0c4474f0317c9e.thumb.png.571a14bda77f7dcbc20f9752058a16f2.png

Я выбрал вариант логин + пароль + смс. Но оказалось, что для завершения регистрации нужно еще сходить на почту и передать через них свои данные. Сходил, передал. 

Далее приступаем непосредственно к регистрации дрона. Для этого нужно просто войти в свой аккаунт и получить в ответ код, который нужно написать на всех своих дронах. Все супер легко, не считая регистрации. 

А что в других странах Европы?

На этом сайте можно найти ссылки на Управления Гражданской Авиацией всех стран EU. 

Например, для регистрации в Германии правила немного проще.Для физических лиц нужно указать:

  • Полное имя (как указано в документе, удостоверяющем личность), дата рождения.

  • Скан официального документа, удостоверяющего личность (удостоверение личности или паспорт), из которого взяты вышеуказанные данные (формат: PNG, JPG или JPEG).

  • Адрес.

  • Электронный адрес, номер телефона.

  • Название страховщика и номер страхового полиса.

Теоретически можно пройти регистрацию, не будучи резидентом Евросоюза.

Регистрация пилота

Дальше нужно получить регистрацию пилота. Для этого на том же сайте CAA выбираем нужный тип регистрации, и вперед — проходить тест. Чтобы подготовиться к нему, нужно почитать все материалы на сайте CAA и другие источники (например, здесь). Говорят, что ответы можно нагуглить. 

Нас ждет онлайн-тест на чешском из 40 вопросов, который нужно пройти за час. Чешский я знаю плохо, так что каждый вопрос прогонял через переводчик. Допустимы 10 ошибок. Я сделал 6. Понимаю, результат ужасный, но свои права я все-таки получил. 

Выглядят они так: 

7e2cda66f922d8dce283c2acb53236d1.thumb.png.ee3528015f450c3d3faec4d40a1eec3c.png

Документы пришли на email в формате pdf.

Права действуют по всему Евросоюзу, так что получать их можно в любой стране.

Съемки

Права получили, дрон зарегистрировали. Бежим снимать Прагу? 

А вот и нет! Есть сайт, который показывает карту закрытых для полетов зон и зон с различными ограничениями. На этом сайте Прага выглядит как огромное красное пятно. Летать там можно только с разрешением, полученным в CAA. Для этого нужно заполнить несколько документов, но с моим знанием чешского это сложно. Это будет моим следующим квестом.

8bec09739e9de1a25af923af418d3c00.thumb.png.2b2607b0c884737df3e90a9c6634b886.png

Так выглядит Прага на сайте. Снять красивые виды без разрешения не получится.

А пока едем за пределы красной зоны и снимаем парки, горы, озера и другие достопримечательности.

А судьи кто?

Кто следит за соблюдением закона и как проверяется наличие всех необходимых документов и разрешений? Я пока не сталкивался с проверками, но прикрепил к дрону бумажку с идентификатором и всегда ношу с собой права. Возможно, если запустить дрон в Праге без соответствующего разрешения от CAA, то могут возникнуть проблемы с полицией. Никто из моих знакомых не летает в Праге, поэтому мне пока что не у кого узнать подробно про опыт получения разрешения на такие полеты. 

Теперь я планирую получить права категории A2 и пройти квест с получением разрешения на полеты в регулируемых зонах. 

Красивых мест в Чехии много, и я надеюсь, что разберусь во всех особенностях местных законов и полетных ограничений, чтобы мое хобби доставляло больше удовольствия, чем волнения :) Хочу радовать себя полетами и красивыми фотографиями с высоты. Поделитесь в комментариях своим опытом получения разрешения на полеты в Европе. Особенно, если вы делали это, находясь за пределами ЕС.
 


Автор статьи: at_wrike

Edited by C.M.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...